Вконтакте

Масленица

М А С Л Е Н И Ц А (МАСЛЕННИЦА, МАСЛЯНИЦА). СЫРНАЯ НЕДЕЛЯ. МЯСОПУСТ.

 

1В начале февраля – середине марта, в неделю, предшествующую Великому посту, празднуется на Руси Масленица. В 2017 году Масленица начинается – с 20-го февраля.

Последнее воскресенье перед Масленицей называлось «мясным». Тесть звал зятя «доедать барана». В течение Сырной недели уже нельзя есть мясо.

 

«Самым весёлым, вернее – разгульным народным праздником с незапамятных пор на Руси слыла Масленица. Сама природа к этому времени начинает ликовать, как бы предчувствуя приближение Весны Красной и скорую погибель Мораны – зимы. Солнышко начинает пригревать в полуденную пору совсем по-весеннему, заставляя плакать белые снега слезами горючими, а люд деревенский – радоваться да чествовать госпожу Масленицу – широкую, весёлую да затейливую.

В наши дни ещё говорят в народе – «масляно ешь», «не житьё, а Масленица», «о масленой – неделю пируешь, семь — опохмеляешься».

 

Во мраке веков этот праздник возник в виде тризны по умершей зиме – стуже и радостных игрищ в ознаменование воскресения света – тепла весеннего. Убегало наводившее страх на всё живое и жаждущее жизни чудище Морана, и бегство его было равносильно бегству смерти вплоть до новой зимы. Появлялось, словно возрождалось к новой жизни, светлое божество весеннего плодородия земли – весёлая красавица Лада. И шла красавица, озаряя Русь своим разгульным весельем, шла – ехала на поиски дремавшего где-нибудь на глубоких снегах, усыплённого – зачарованного Мораною своего возлюбленного Леля (божество, связанное с благотворной для земли деятельностью, месяцем маем).

 

Шли за веками века, и мало-помалу красавица вестница весны и любви Лада превращалась в Масленицу.

Языческая тризна по ненавистной зиме Моране была на Руси и тризною по всем «прежде почившим». Масленая неделя и теперь до некоторой степени связана с поминовением по родителям, что особенно ярко выражается в обычае печь в это время блины, являющиеся необходимой принадлежностью поминок.
Существуют такие поверья:

В некоторых местностях первый испечённый масленичный блин кладут на слуховое оконце – «для родителей». Приговаривая: «Честные наши родители! Вот для вашей душки блинок!»

Но ещё до этого сама опара затевается с выполнением особых заветов суеверной старины. С вечера хозяйка приговаривает: «Месяц, ты месяц! золотые твои рожки. Выйди в окошко, подуй на опару!» Кто не забудет этого сказать, у того блины выйдут рыхлые да белые. Не блины, а объеденье!

Приготовление первой опары держится стяпухою в тайне от домочадцев: не то – всю неделю ей не будет давать покоя тоска – докука.

 

 

—————-—————-—————-—————-—————-————
Первый день — «ВСТРЕЧА».
В старые годы встреча Масленицы совершалась весьма торжественно. Начинали-починали её ребята. С первым проблеском зорьки высыпали они толпою строить снежные горы.
Один из них выучивал заранее со слов старой бабки «причёт к широкой боярыне»: «Душа ль ты моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости на широк двор — на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться. Уж ты ль, моя Масленица, касаточка, ласточка, ты же моя перепёлочка!..
Выезжала честная Масленица, широкая боярыня, на семидесяти санях, во широкой лодочке во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.

Как навстречу Масленице выезжал честной Сёмик на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. (Это говорится о следующих семи неделях Великого поста). Приезжала честная Масленица к Сёмику, широкая боярыня, во двор. Ей-то Сёмик бьёт челом – бьёт челом, кланяется, зовёт во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину!..»

К концу причёта снежные горы уж были готовы. А дома и блины начинали плясать в горшке с опарою, просясь на сковороды, а там — и к православным в рот.

«Приехала, Масленица, приехала!» — кричали ребята, разбегаясь по домам.

 

Ел блинов вволю люд честной.
«Без блинов – не Масленица, без пирогов – не именины», «Блин добро не один», «Блины брюха не портят», «Блин не клин, брюха не расколет», «Широкорожая Масленица, мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся!» «Масленица – кривошейка, встречаем тебя хорошенько! С блинцами, с каравайцами, с вареничками! (курская)».
А потом – с песнями и плясками – возили и носили по улицам дерево, украшенное бубенцами, колокольчиками да яркими лоскутьями.
По прошествии времени уже возили «Масленицу», почему-то из красавицы-богини превратившуюся в наряженного бабою мужика, увешанного берёзовыми вениками и с балалайкой в руке.

Снаряжался целый поезд. Впереди мчались расписные сани (в иных местах – лодка на полозьях), запряжённые «гусем» в 10-20 лошадей. На каждой лошади сидело по вершнику с метлой в руках. Мужик «Масленица» кроме балалайки, держал время от времени штоф с «государевым вином», рядом стоял бочонок с пивом и короб с блинами.
За первыми санями следовала вереница других, переполненных нарядными парнями, девицами и ребятами. Стоявший в воздухе перезвон бубенцов — погремушек смешивался с задорным треньканьем балалаек и песнями.

Изо всех домов высыпал народ, бежавший следом за весёлым поездом. Передние сани назывались «кораблём». В некоторых местностях они украшались воткнутыми мётлами с привязанными к ним полотенцами, изображавшими мачты с парусами.

 

Вторник звался «ЗАИГРЫШИ».

 

В этот день начинались масленичные игрища. Улицы оживлялись толпами бродячих скоморохов. «Масленица – блинница – скоморошья радельница!» За скоморошьей потехою выходили путешествующие старцы – гусляры, сказители, песнопевцы.

Устраивались повсюду качели — «девичья потеха».

Воздвигались «снежные городки». Они олицетворяли скромный приют чудища – зимы и в субботу разбивались. Для чего играющие разделялись на две группы – осаждаемых и осаждающих – и вели войну, заканчивающуюся разгромом «городка».

Иногда, вместо осады «городка», устраивался кулачный бой. Шли «стенка – на стенку», доставляя этим немало удовольствия зрителям и самим себе.

 

Среда «ЛАКОМКА»,

В этот день люд честной после разудалых «заигрышей» начинал вовсю лакомиться масленичными яствами.

 

«ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ или РАЗГУЛЯЙ — ЧЕТВЕРТОК».

Повсеместно «запивались блины», шёл самый широкий разгул.

«Масленица – пышка на улицу вышла, на гору кататься, с ребятами драться!»
Катание с гор молодожёнов.
Катания на тройках наперегонки — с песнями, затеями, шутками, поцелуями и объятьями.
- «Не целуй меня на улице, целуй меня в сенях!

Не целуй меня в сенях, целуй на масляну в санях!»

 

Пятница «ТЁЩИНЫ ВЕЧОРКИ».

Зятьям полагается ходить в гости к тёще.

«Зять на двор – пирог на стол», «У тёщи про зятя и ступа доит», « У тёщи зять – первый гость, а принят в дом – первый разбойник», «Тёща милая — для привета, жена молодая – для совета, а маменька родная – милей её во всём свете нету».

 

Суббота «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ».

Невестка приглашает к себе золовок.

 

Пятница и суббота посвещены в народе хождению по родне.

 

Воскресенье «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ», «ПРОВОДЫ», «ПРОЩАНИЕ», «ЦЕЛОВНИК»,

В этот день в обычае ездить одаривать кума с кумой.

 

Целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг по дружке в гости хаживала матушка Русь, с гор каталась, в масле купалась, в блинах валялась.

«Масленица объедуха – денег приберуха!»,

«Хоть себя заложить, а Масленицу проводить!». Зазорно было слышать от соседей хлебосольной русской душе о том, «что была – де Маслена, да в избу не взошла».

Но «не всё коту масленица, будет и Великий пост». На «проводах» сжигалась зима Морана. За околицы деревень и сёл, за городские заставы вывозили-выносили чучело чудища и сжигали, возложив на соломенный костёр под песни молодёжи, устраивающей на месте казни поминальную пирушку.

Были местности, где вместо чучела сжигалось расписанное изображениями «тёмных сил» колесо. В иных – ставили при пути-дороге шесты с навязанными на них пучками соломы и поджигали.

Предавалась пламени и ледяная гора, заваленная хворостом и соломой.

Справив все эти обряды, народ расходился по домам. Здесь начиналось «прощание». Просили прощенья и обоюдно прощали родные, знакомые и все встречные.

«Прощёный день» включал в себя ещё и поминки по родителям.
Празднование Масленицы, ведущей за собою Великий пост, не ограничивалось в старину только весельем. К разгульному веселью присоединялись и шли рука об руку и дела милосердия. Устраивалось кормление нищих и убогих.

 

—————-—————-—————-—————-—————-——-

 

В первый день Великого поста, триста лет тому назад, у «царя всея Руси» начинался с милостей: ему обстоятельно докладывалось о колодниках, «которые в каких делах сидят много лет».

А на Руси затихали последние отголоски широкого русского народного праздника. «Широка река Маслена: затопила и Великий пост!» — говорили о гуляках, доедающих в первый постный день оставшийся «поганый» кусок и «полощущих рот» недопитым вином.

«Продлись, наша Маслена, до Воскресного дня!».

«Боится Маслена горькой редьки да переной репы».

Едят в первый день поста постные блины (без яиц. молока, сметаны) с конопляным либо с подсолнечным маслом. Это называется – справлять «тужилку по честной госпоже Масленице».

Аполлон Коринфский «Народная Русь».

И. Зарубина

Рубрики: Народные приметы

Написать ответ

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

персональный и идивидулаьный гороскопы стоимость
астролог в санкт-петербурге отзывы