Вконтакте

Народные приметы. 15-22 Февраля.

15 февраля — СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

В этот праздник вспоминается принесение Младенца Иисуса Христа Пресвятою Богородицей в Иерусалимский храм, где их встретил праведный старец Симеон, которому было предсказано, что он умрёт только после того, как увидит Спасителя мира. Сретенье имеет символическое значение праздника очищения от всякой скверны.

Народные названия — Сретенье (в переводе на русский язык – встреча), первая встреча зимы с весной. Зимобор. Устретенье. Встретенье. Громницы.

«Зима с весной встретились впервой». «Зима с летом встретились».

«Зима весну-красну встречает, заморозить (погубить) красную хочет, а сама лиходейка, от своего хотения только потеет».
»Зима встречается с весной, словно кафтан с шубой».

Старые, сведущие в приметах люди уверяют, что если с вечера, в канун Сретенья небо будет усеяно звёздами, то зима ещё не скоро «зачнёт плакать», что весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного.

 

Но большинство примет о погоде связано с самим днём:

- Если на Сретенье петух напьётся (из лужицы) воды – наберётся пахарь беды. Зима будет ещё долго продолжаться, хозяева берегут хлеб и пшено.

- Снег через дорогу несёт (метёт) – к неурожаю, к поздней и холодной весне, а если снег вдоль дороги (по дороге) несёт, значит – хлеб уродится.
- В Тульской губернии после сретинских морозов не советуют выезжать в дальнюю дорогу на санях, не доверяя зиме. Оттепель предвещает худую и гнилую весну (тульская).

- Если погода тёплая – весна хорошая будет (сибирская).

- «На Сретенье снежок – весной дожжок» — к весне затяжной и холодной.
- Вьюга – хлеба не будет.
- Ветер предвещает плодородие фруктовых деревьев. Поэтому садовники, придя после заутрени, трясут деревья руками, чтоб те были с плодами.
По погоде в этот день судят и об урожае трав, для чего бросают поперёк дороги палку и наблюдают: если снег её заметёт, то и корм для скота подметёт, т. е. травы будут дороги.

 

«Покров – не лето, а Сретенье – не зима». У дня больше света, у ночи меньше стужи. Со светом и тепло заронится. Хотя в середине февраля и бывает семь крутых утренников.
Впервые появляются кучевые облака (московская).
Воробьи уже заватажились по–весеннему.
Глухари пробуют свои силы.

Рыба берёт хорошо.
«Корми кур овсом – весной и летом будешь с яйцом». В Сустретьев день начинают закармливать племенных птиц и кормить кур овсом.
»Месяцеслов».
—————-—————-—————-—————-—————-————

ДЕТСКАЯ ЗАКЛИЧКА. Матери пекут детям блинчики. В Сретенье, на склоне дня, незадолго до сумерек деревенская детвора, с отзывчивым любопытством прислушивающаяся к поверьям старых людей и к связанным с ними обычаям, собирается где-нибудь на пригорке, за околицей, и начинает закликать солнышко, чтобы оно выглянуло «из-за горы» и показало этим, что зима действительно встретилась с весной.
Вот детская песенка, записанная в средне-волжских губерниях:

«Солнышко – вёдрышко, выгляни, красное, из-за гор – горы!

Выгляни, Солнышко, до вешней поры!

Видело ль ты, вёдрышко, Красную Весну?

Встретило ли, красное, ты свою сестру?

Видело ли, солнышко, старую ягу?

Бабу ли ягу – ведьму Зиму?

Как она, лютая, от Весны ушла, от красной бегла (бежала),

В мешке стужу несла, холод на землю трясла,

Сама оступилась, под гору покатилась,

Встретила Весну – Солнцеву сестру…»

Если заклинаемое «Солнышко – вёдрышко» и в самом деле выглянет перед закатом «из-за горы», то весёлая гурьба ребят приносит в деревню весть об этом, подтверждающую примету, что прошли последние морозы. Если же красное не обрадует детвору, то это предвещает сильные власьевские (24 февраля) морозы.

(Аполлон Коринфский «Народная Русь»).
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

16 февраля — Праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Попразднество Сретения Господня.

Народные названия — Симеон (Семён) Богоприимец, хранитель младенцев, Анна Сретенская, починки, саламата.

«Анна и Семён сбрую починяют».
Наступила пора ремонта и подготовки к весне полевого инвентаря – телег, конской сбруи, упряжи.
»Готовь телегу зимой, а сани летом», «Худая сбруя – несчастный выезд», «Чини сбрую летнюю да соху столетнюю».
«Починки» — особый день. Поднявшись до белой зари, многие большаки идут в сараи и конюшни осматривать своих лошадей: не напроказил ли домовой. Существует во многих местностях поверье, что если почему-либо «хозяин домовитый» недоволен, то он может в ночь со Сретенья на Починки «заездить коня». В предотвращение такой напасти ещё с вечера привязывают лошадям на шею кнут и онучи.

В Тульской губернии в этот день варилось особое кушанье «саламата», которою и угощалась вся семья по возвращении большака с осмотра сараев и конюшен. Оттуда и пословица: «Приехала саламата на двор, расчинай починки».
Кожу хомутов и седёлок, шлеи и оброти после починки смазывали дёгтем.

Починенную упряжь вывешивали на видном месте – мы, мол, к севу готовы.

(«Месяцеслов»).

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

17 февраля — Преподобного Николая исповедника, игумена Студийского.

Народные названия — Николай (Никола) Студёный, Волчий сват.

Редкий год на Руси в этот день не бывало морозов.

«На Студёного Николу снега навалит гору».

«Студёный день – шубу снова надень».

 

Наступает время звериных свадеб. Множатся на снегу следы зверей и птиц, множатся звериные тропы.

Лисы ударяются в пляс, друг перед другом жеманятся.

Выйдет луна – зайцы носятся, сломя голову – «золотые рожки, серебряные ножки».

Клёв слабее, чем в предыдущие дни.

 

18 февраля — Мученицы Агафии.

Народные названия — Агафья Коровятница, Скотница. Агаша Коровница. Голендуха (голодуха). Агафья поминальница.

«Живы родители – почитай, умерли – поминай». Народ поминает в этот день отошедших в иной мир отцов – праотцев, дедов – прадедов.

«Агафья коровница, береги коров».
«Корова в тепле – молоко на столе». «Крестьянин скотинкой жив». «У коровы молоко на языке». «Была бы корова, а подойник найдётся». «Корова на дворе – харч на столе». «С маслом да со сметаной и ошмёток съешь».

 

К этому дню в неурожайные годы кончались корма – по крестьянским дворам ходила коровья смерть, мор. Чтобы отогнать «коровью смерть», хлев убирают старыми лаптями, обмоченными в дёгте.
Вот ещё одно необходимое дело:
Вечером печные трубы наглухо – накрепко закрываются вьюшками и даже, для большей надёжности, замазываются глиной и окуриваются чертополохом. Т. к. в этот день, по народному поверью, вылетает из преисподней нечисть в виде птиц и заглядывает в трубы. Там, где хозяева не позаботятся себя оградить от их вторжения, злые духи поселяются и бедокурят до тех пор, пока их не выкурят с помощью знахаря.
«Вестимо дело — у того и беда на носу висит, сто примет не чтит да не слушает старых людей!».

—————-—————-—————-—————-—————-—————

«КОРОВЬЯ СМЕРТЬ». В Нижегородской и некоторых других поволжских губерниях существовало такое поверье.
В этот день пробегает по сёлам «Коровья Смерть», встретившаяся с Весной Красною и почуявшая оттепель, которую она лиходейка, ждёт, не дождётся, заморенная зимней голодовкою. В народном воображении – это безобразная старуха, у которой вдобавок к её уродливости – «руки с граблями». Она никогда сама в село не приходит, а непременно завозится кем-либо из заезжих или проезжих людей.

Осеннее «опахивание» деревни отгоняет это чудище от селения, и она бегает всю зиму по лесным дебрям, скитается по болотам да оврагам. Но когда солнышко обогреет животные бока (февраль – бокогрей), тогда-то лиходейка и подбирается к селениям, высматривает: нет ли где-нибудь отпертого хлева.

Но хозяйки повсеместно строго следят за этим. Люди убирают к 18 февраля свои хлева старыми лаптями, обильно смоченными дёгтем. От такого хлева «Коровья Смерть» бежит без оглядки – не выносит такого гостинца, не по носу её дегтярный дух.

Весеннее «опахивание» жилых мест совершается к 24 февраля, ко Власьеву дню.

 

Аполлон Коринфский «Народная Русь».

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

19 февраля — Преподобного Вукола, епископа Смирнского.

Народные названия — Вукола (Вукол) Телятник, жуколы. Появляется приплод.

Жуколами одни зовут телят, появляющихся на свет в феврале, другие – телящихся в этом месяце коров.

«Придут Вуколы, перетелятся все жуколы».
Заботятся о благополучном исходе весеннего отёла коров. Стельным коровам готовят лучший корм.

«Домашний телёнок лучше заморской коровы».

Чтобы на свет появилась тёлочка, а не бычок, хозяйка должна была подъехать к корове на последнюю дойку верхом на сковороднике или ухвате, а подойник обязательно на земле пристроить (не на скамеечке или на деревянной плашке, чтобы молоко «к вымени не присыхало»), придерживая его коленями.
В некоторых краях Руси отелившуюся корову, оягнившуюся овцу в хлевах окуривают чабрецом, чтобы молоко не было поганым, а молодняк рос здоровым.
На старой Смоленщине и в Воронежском краю советуют молиться святому Вуколу для ограждения от «вукул» («вовкулаков», перевёртышей, перекидышей, оборотней). Даже поминовение имени святого Вукола при встрече с оборотнем делает того обессиленным.
А недаром завещала помнить седая народная мудрость, что-де
«неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится».

Морозы обещают бурную весну, сухое и жаркое лето.

Дальнейшее снижение клёва на водоёмах.

///////////////////////////////////////////////////////

20 февраля — Преподобных Парфентия, епископа Лампсакийского и Луки Елладского.

Народное название — Лука.

В этот день принято на Среднем Поволжье печь пироги с луком.

Старушки – богомолки напекут пирожков – луковников да раздают их нищей братии – «на счастье». Существует поверье – что такая милостыня, поданная с верой да с молитвою, сторицею вернётся в руки подавшему её.

«Счастье – одноглазое, — говорят в народе, — оно не видит, кому даётся».

 

—————-—————-—————-—————-—————-———

О СЧАСТЬЕ. Об одноглазом счастье записана С. В. Максимовым (известным писателем 19в., исследователем народного быта) любопытная притча мезенского старика – раскольника. В притче говорится о женщине, у которой родился сын. «И вышел паренёк такой гладкий, как наливное яблочко, и такой ласковый, как телятко, и такой разумный, как самый мудрейший в селе человек. Полюбила его мать пуще себя». …Когда подросло любимое детище, стала она «его выпускать в чистом поле порезвиться и в лесу погулять». И однажды сынок не вернулся домой, пропал.

А мать, потерявшегося ребёнка называлась Счастьем. … «И было у неё всё по-людскому, да только спина не сгибалась, и был один глаз, да и тот на макушке головы, на темени». И вот пошло Счастье одноглазое искать своё детище. Идёт не спеша, прислушиваясь к детским голосам. Не так-то легко найти даже и Счастью свою дорогую пропажу. Схватит первого попавшегося под руку и начнёт поднимать, чтобы посмотреть на лицо ребёнка. … «Вздымает полегонечку, нежненько, всё выше да выше, не торопится. Вздымает выше головы, глянет с темени одним своим глазом да и бросит с рук, не жалеючи, прямо оземь: иной изживает, иной зашибается. Нет, не он! И опять идёт искать. …Вот всё так и ходит, и хватает, и вздымает, и бросает. Поискам конца-краю не видать: знать до самого светопреставления так-то будет!…». Притча заканчивается словами простонародной мудрости: «Счастье – что кашель: на кого захочет, на того и нападёт!».

Счастье – «со-частье» (доля, пай), по объяснению В. Даля.

Немало на Руси поговорок, присловий о счастье:

«Всякому – своё счастье, в чужое не заедешь».

«У другого такое счастье, что на мосту с чашкой» (про нищего).

«Кому счастье, кому счастьице, а кому и одно ненастьице!»

«Домашнее счастье – любовь да совет».

«Даст Бог здоровья, даст и счастья».

«Со счастьем на клад набредёшь, без счастья и гриба не найдёшь».

«Счастливому и промеж пальцев вязнет».

«Счастье, что вешнее вёдро (ненадёжно)».

«Счастье с несчастьем повстречается – ничего не останется» и т. д.
«Первое счастье – коли стыда в глазах нет» — говорят об ищущих «лёгкого» счастья.

«Счастье велико, да ума мало!» — о ротозеях — верхоглядах.

«Дураку – везде счастье».

«Глупый будет счастья ждать, а умный Бога о работе молить».

////////////////////////////////////////////////////////////////////////

 

21 февраля — Пророка Захарии Серповидца. (В одном из пророческих откровений он видел свиток, летающий по воздуху (наподобие огромного серпа).
Крестьяне понимали это по-своему, осматривали серпы и готовили их к работе.

 

Народные названия — Захарий (Захар) Серповидец, именины серпа.

 

«Захарию Серповидцу молятся бабы – жницы».
В этот день принято доставать заткнутые в переборку сеней серпы и кропить их крещенскою святой водою с божницы.

«Не обережёшь вовремя кривого серпа – не нажнёшь в поле снопа».

«Была молода, не только хлеб жевала, а и по сотне снопов в день сжинала», — вспоминают старухи старые. «Одной рукой жни, другой – сей», — думается старикам. «Пашешь – плачешь, жнёшь – скачешь».
Есть и такие, что жнут, где не сеяли, собирают, где не рассыпали…

«Живёт не жнёт, а хлеб жуёт да ещё деньги считает».

О лежебоках – иная речь: «Люди жать, а мы под межой отдыхать».

«Семена съедим, так не жать и спины не ломать».

«Чисто мои жницы жнут – как из печки подадут». Однако в этих изречениях слышатся и голоса нужды – невзгоды, заставляющие иногда и у хлеба сидеть без хлеба.

Аполлон Коринфский «Народная Русь».

/////////////////////////////////////////////////

22 февраля — Отдание праздника Сретения Господня.

Мученика Никифора. Преподобного Панкратия Печёрского.

 

Народное название — Никифоры – Панкраты.

 

«Не всяк Панкрат хлебом богат». Февраль — знай себе дует, зерно из сусеков выдувает.
«Наш Панкрат лаптями богат».

«Хороши Панкратьевы лапти, да и те – никифорцы», — в лад приговаривают калужане с туляками. ( «Никифорцы» — высокие лапти, без обор).

 

На Никифора плетут лапти.

- Ох, лапти мои, лапоточки мои! Вы скородили, пахали, танцевать сюда попали.

- Гуляй, Матвей, не жалей лаптей! До субботы доживём – новы лапти наживём!

И.Зарубина1

 

Рубрики: Народные приметы

Написать ответ

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

персональный и идивидулаьный гороскопы стоимость
астролог в санкт-петербурге отзывы