Мар
8
В нашей стране исследование семиотики в историко-культурологическом направлении впервые начинает формироваться в начале 20 века и восходит к трудам таких известных ученых, как Петр Бицилли, Иван Гревс, Лев Карсавин и многих других исследователей, работы которых получили мировую известность в 20 веке.
П.Бицилли был представителем неоидеалистического историзма. Он говорил о невозможности существования философии истории, т.к. она является в европейской историографии вместе с христианством, и можно сказать, представляет собой христианскую философию вообще. Ее центральная идея — идея руководства и направления всей космической и исторической жизни. Все предопределено, все движется к конечной высшей цели и, из этого следует, что история как она есть и история, какой она должна быть, совпадают. Жизнь есть вечное становление, в действительности нет переходов и нет состояний, а есть лишь единое, неделимое, безостановочное движение.
В рамках семиотики Петр Бицилли изучал эпоху Средневековья, где в то время жизнь человека была пронизана созданными им же самим символами. Например: монета говорила держащему ее в руках о вечных истинах выбитыми на ней изображениями трехлепестковой лилии — знака триединого Бога, или шара — символа вечности или совершенства.Символы безраздельно владели умами людей как разного социального уровня, так и разного рода деятельности. «Не только понимали проповедников, когда они говорили символами, но иной речи кроме символической, вообще не понимали.
Мы видели, что проповедники намеренно прибегают к символам, чтобы объяснить простым людям ту или иную отвлеченную мысль». «Все, что видит средневековый человек он старается истолковать самому себе символически. Все окружающее его полно особого значения, таинственного смысла, и в соответствии с этим отношением к действительности он создает свою науку о ней». Также русский исследователь отмечает, что и каждый человек становится живым символом Бога, и что у определенных людей символическое значение выражено особенно четко. Основными произведениями Бицилли становятся «Элементы средневековой культуры», «Трагедия русской культуры», «Место Ренессанса в истории культуры» и другие.
Юрий Лотман в своей работе «Беседы о русской культуре» прежде всего определяет такие понятия как «культура» и «быт». Не стоит забывать, подчеркивает Лотман, что область культуры — всегда область символизма. Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Например, принадлежность к дворянству означает и обязательность определенных правил поведения, принципов чести, даже покроя одежды.
Символы культуры, как правило, приходят из глубины веков и, видоизменяя свое значение, но не теряя памяти и о своих предшествующих смыслах, передаются будущим состояниям культуры. Такие простейшие символы, как круг, крест, треугольник, более сложные: глаз, рука, дом — и еще более сложные (например обряды) сопровождают человечество на всем протяжении его многотысячелетней культуры.
Следовательно, культура исторична по своей природе. Но чтобы понять смысл поведения живых людей и литературных героев прошлого необходимо знать их культуру: их простую обычную жизнь, их привычки, представления о мире и т.д.
Быт — это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт всегда находится в сфере практики, это прежде всего мир вещей. Вещь не существует отдельно, как нечто изолированное в контексте своего времени. Вещи связаны между собой. В одних случаях имеется ввиду функциональная связь и тогда говорится о единстве стиля. Например, мы говорим, что вещи моей бабушки. Тем самым устанавливается некая интимная связь между предметами, обусловленную памятью о дорогом человеке.
С другой стороны, вещи властно диктуют жесты, стиль поведения и в конечном итоге психологическую установку своим обывателям. Например, женщины стали носить брюки, у них изменилась походка, стала более спортивной, более «мужской»…
Всю многомерность мира и многообразие культур обобщил в своих исследованиях Ю.Лотман. По сравнению с предшественниками, великий отечественный ученый показывает все многообразие семиотического пространства, символов и обрядов в труде «Беседы о русской культуре», который, безусловно, лег в основу исследований русской семиотики.
О.Мельникова
Рубрики: Русская семиотика
Возможно вас заинтересует составление персонального гороскопа или личная консультация от профессионального астролога.
Посмотреть услуги Заказать гороскоп!закрыть