Вконтакте Facebook Instagram

Истоки русской семиотической школы

Семиотика, появившись и получив свое развитие именно в начале 20 века с самого начала представляла собой метанауку, особого рода «надстройку» над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Известный русский культуролог Г.Г.Почепцов определяет семиотику как «науку междисциплинарного профиля, которая сориентирована на применение идей и методов, которые одновременно подходят для описания других объектов гуманитарной сферы». Именно поэтому, несмотря на формальную институционализацию семиотики, т.е. существование разных семиотических ассоциаций, журналов, регулярно проводящихся конференций и т.д. статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным.

В нашей стране особое значение для понимания семиотики как науки во второй половине 20 века имели два основных семиотических центра, в Москве и Тарту. Хотя в тоже время принято говорить о единой Московско-Тартуской школе семиотики, объединившей исследователей на основе организационных и содержательных принципов.
Московская школа семиотики.

К началу 1960 года в Москве сформировалась группа ученых, работающих над новым направлением, которое включало в себя обширные области исследования, начиная от структурной лингвистики и автоматического перевода и заканчивая общим языкознанием. Наиболее яркими представителями которой являются Б.А. Успенский, В.К. Топоров, Вяч.Вс. Иванов.

В.Топоров в своей одной из самых известных книг «Миф.Ритуал.Символ.Образ» представляет читателю основные работы, написанные за последние два десятилетия и посвященные в основном «мифопоэтическому» слою в русской культуре 19-20 вв. Одной из основных тем, представленных в данной работе является тема Петербурга, где город «познавал самого себя не столько из описания реалий жизни, быта, своей все более и более углубляющейся истории, сколько из русской художественной литературы».

С именем Б.А. Успенского связан «языковой» подход к изучению семиотики, примером которого может служить монография «Из истории русского литературного языка 18 начала 19 вв.», в которой рассматриваются представления о литературном языке в России, выясняется значение языковых концепций 18-19 вв. для эволюции русского литературного языка, исследуются исторические корни так называемой реформы языка.

Хочется также обратить внимание на направление, которое образно можно назвать как «фольклор: структура, типология, семиотика» и также выделить ученых, исследования которых были посвящены данной тематике. А.А. Зализняк «Древнейший восточнославянский заговорный текст», В.Топоров «О статусе и природе заговора», З.Волоцкая «Ассоциативные связи природных явлений в фольклорной модели мира» и многие другие.
Таким образом, в рамках Московской школы семиотики было выработано два основных подхода к изучению семиотики. Первый подход был связан с работами Вяч.Иванова и Б.Успенского, в основе которого лежал принцип исследования языка как символа, так называемый «языковой» подход.

Второй подход был связан с работами В.Топорова, А.Зализняк, З.Волоцкой, который обращался к более сложным мифологическим и фольклорным системам, одним из составляющих которых являлся образ Петербурга, так называемый «мифологический» подход.

«Многомерность мира и разнообразие культур в семиотическом пространстве»
О.Мельникова.

Рубрики: Истоки русской семиотической школы

Написать ответ

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

персональный и идивидулаьный гороскопы стоимость
астролог в санкт-петербурге отзывы